Бизнес на доверии

Что нужно для успешного развития государственно-частного партнерства

В последнее время на разных уровнях власти и бизнеса говорится о взаимной пользе государственно-частного партнерства (ГЧП). На мой взгляд, основная задача ГЧП — реализация городских инфраструктурных проектов. Бизнес в данном случае может получать выгоду, эксплуатируя построенные объекты и пользуясь налоговыми льготами, а государство — возможность развивать регион и повышать качество жизни населения за счет средств партнеров. Привлекательным для бизнеса является и то, что часть рисков берет на себя государство. При этом важно выстроить систему взаимоотношений между сторонами данного процесса.

Генеральный директор «КБК Проект» Василий Костин:


В рамках проектов ГЧП возможно использование различных способов взаимодействия между бизнесом и государством. Это могут быть концессионные соглашения, аутсорсинг, привлечение средств инвесторов и т.д. Наиболее распространенная сейчас форма – концессии, в рамках которых концедент (город или регион) передает концессионеру (представителю бизнеса) в управление объекты недвижимости, а также связанного с ними движимого имущества. Со своей стороны, концессионер обязуется привести все это в должное состояние путем реконструкции, модернизации и т.д. Другой вариант – строительство с нуля, в таком случае по завершении строительства объект передается концеденту в собственность, а концессионер приступает к эксплуатации этого объекта и извлечению прибыли, в результате чего покрывает строительные расходы. Срок концессионных соглашений, как правило, достаточно долгий и составляет в среднем 25-40 лет.

Особо отмечу существующую разновидность ГЧП, актуального для крупных мегаполисов, – муниципально-частное партнерство. Основное отличие МЧП от ГЧП — вместо государства партнером является муниципалитет, а конечную оценку инвестпроекту выносят жители муниципального образования. В Москве такой вид партнерства активно завязан на развитие социально-бытовой сферы и все большее значение приобретает в муниципальных программах благоустройства районов. МЧП позволяет оптимизировать городской и муниципальный бюджеты.

Наиболее перспективными направлениями сотрудничества городских властей и частных инвесторов в рамках ГЧП можно назвать: общественный транспорт и дорожно-транспортная инфраструктура; система ЖКХ; системы энергоснабжения; городские системы связи; объекты городской системы здравоохранения; объекты социально-культурной и социально-бытовой инфраструктуры; спортивные и туристические объекты.

Подчеркну, что с позиции государства ГЧП позволяет решить множество вопросов при реализации и эксплуатации городских проектов. Связано это с тем, что инвестор склонен принимать более эффективные решения, более точно оценивая проекты и отсеивая проблемные варианты; бизнес лучше разбирается в инфраструктурных ограничениях и умеет вырабатывать соответствующие инициативы по инвестициям; при ГЧП гораздо реже проявляется болезнь госзаказа — превышение сметной стоимости; поскольку частные компании в дальнейшем эксплуатируют объекты и извлекают из этого прибыль, повышается качество оказания услуг и существенно снижаются эксплуатационные расходы. Кроме того, ГЧП запускает цепочку косвенных эффектов, благоприятно влияющих на оптимизацию государственных и муниципальных бюджетов.

Партнерство может и должно быть выгодным для бизнеса. Используя частный капитал, город имеет возможность предоставить налоговые льготы, кредитные субсидии, инвестиции в уставный капитал, обеспечить аренду городского имущества на льготных условиях, оказать различные виды информационной и консультативной поддержки. Также государство может дать гарантию определенного минимального дохода от эксплуатации объекта, принимая таким образом часть рисков на себя. Опыт показывает, что ГЧП является очень эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств, а также частных ресурсов (трудовых, интеллектуальных и т.д.) для развития общественно значимых проектов.

В целом, анализируя опыт использования вышеописанных механизмов, можно обозначить основные плюсы ГЧП. Во-первых, снимается целый ряд ограничений при осуществлении масштабных инфраструктурных и инновационных проектов, поскольку привлекаются дополнительные ресурсы из частных источников. Во-вторых, существенно ускоряется исполнение проектов, что, в свою очередь, дает мощный импульс развитию экономики, улучшает социальный климат. В-третьих, уменьшаются бюджетные отчисления на развитие проектов, ведь снижается не только стоимость строительства инфраструктурных объектов, но и минимизируются эксплуатационные расходы. В-четвертых, снижается количество долгостроев и разрывов в реализации проектов. Наконец, при ГЧП применяется схема эффективного распределения рисков. Каждая сторона несет именно те риски, которыми она эффективно управляет.

Однако ГЧП не сможет работать в полную силу без взаимного доверия и диалога сторон. Для того, чтобы проекты стали более привлекательными для инвесторов, участники соглашений должны демонстрировать пристальное внимание к интересам друг друга и готовность идти навстречу. Инвестор должен увидеть явные плюсы от вложения средств в такого рода проекты. Для этого было бы эффективно выделить общественно значимые проекты в особый сектор экономики, в котором государство предоставляет своим частным партнерам ряд льгот и преимуществ. Например, можно защитить новые предприятия от неопределенности, освободив их от налогов до того момента, когда инвестиции начинают окупаться. Другой способ повысить привлекательность таких проектов — предоставить доступ к деньгам под минимально возможный процент.

Все эти вопросы могут быть разрешены путем создания единой государственной стратегии развития ГЧП, формирования специальных консультационных центров по территориальному признаку, а также совершенствования отраслевого законодательства. В то время как частный бизнес способен обеспечить максимальную экономическую эффективность совместных с государством проектов, власти, в том числе московские, могут и должны связать эту эффективность с практической пользой для горожан.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий