Цифровая вакцина

Рынок торговой недвижимости изменится после пандемии, чтобы выжить

Пандемия стала глобальной и беспрецедентной по масштабам форс-мажорной ситуацией, последствия которой для рынков недвижимости только предстоит осмыслить. Как изменится в постпандемийных условиях рынок торговых комплексов, по определению работающий со значительными потоками посетителей, «Стройгазете» рассказывает глава архитектурного бюро IQ Эрик Валеев.

История учит нас тому, что кризисные явления подобного масштаба всегда выступают в качестве мощных катализаторов изменений в экономике, технологическом укладе и общественном устройстве. Вот и сейчас эпидемия коронавируса форсировала эволюцию всех сегментов рынка недвижимости — в том числе и торговой. Скоро мы можем не узнать привычные торговые комплексы и магазины в них.

Уже состоявшиеся и грядущие перемены в сфере организации пространства ритейла можно разделить на оперативные и стратегические. Подход к организации работы моллов придется комплексно пересмотреть, чтобы соответствовать новым ожиданиям потребителей.

С краткосрочной точки зрения стоит отметить сложившуюся практику социального дистанцирования и гигиены. Сейчас вопросы обеспечения гигиены, а также психологического комфорта посетителей и персонала магазинов стали одним из важных инструментов позиционирования бренда. Строгие санитарно-гигиенические практики помогают повысить доверие клиентов и лояльность сотрудников. В их числе — использование перчаток и масок, сканирование температуры персонала перед сменой, корректировка режима работы объектов для выделения большего времени на уборку, дезинфекцию и пополнение запасов, а также добавление специальных периодов посещения для уязвимых категорий покупателей.

Кроме того, теперь потребители хотят свести к минимуму время ожидания. Поэтому организация пространства магазина должна учитывать ограничение количества точек соприкосновения людей и обладать соответствующей интуитивной навигацией.

Следующий момент — стимуляция сервисов самообслуживания в магазинах. Можно повысить охват торговых точек, где работают системы самостоятельного сканирования товаров, отказаться от сервисов упаковки персоналом, заменив их удобным столами.

Далее по списку, но не по значению следует обеспечение качественной системы вентиляции и, следовательно, фильтрации воздуха в помещениях. В большинстве торговых комплексов сейчас только примерно 30% воздуха поступает снаружи. Остальная часть рециркулируется и фильтруется, что означает, что этот воздух уже вдыхали другие люди. Если воздух в помещении не подвергается регулярному обмену, он может содержать больше загрязняющих веществ, чем наружный. Системы естественной вентиляции — эффективный способ избавиться загрязненного воздуха. Также сейчас на рынке предлагаются системы очистки, которые способны улавливать частицы величиной с бактерию. Их внедрение из желательного должно стать обязательным для ритейла.

Еще один важный тренд — рост количества автоматизированных систем доступа и сервисного обслуживания. Их внедрение развивалось все предыдущие годы, но сейчас ускорится многократно. В ближайшее время ритейлеры будут вынуждены оснастить автоматическими дверными приводами с датчиками не только входные группы, но и внутренние помещения, санузлы, запасные выходы. Это поможет обеспечить беспрепятственное движение без прикосновений в пространстве. То же самое можно сказать о внедрении бесконтактных или активируемых звуковыми командами смесителей, сушилок для рук, дозаторов мыла и т.д. Помимо санитарно-эпидемиологического фактора такие меры помогают улучшить показатели инклюзивности среды.

Многие не осознают важность использования антимикробных поверхностей в общественных местах — к которым относятся и торговые комплексы. В отделке желательно увеличить применение меди и ее сплавов, бронзы никелевых сплавов. Все эти материалы характеризуются высокими антимикробными свойствами, легко чистятся и дезинфицируются и дают широкие возможности для разнообразия дизайнерских решений. Кроме того, многие производители керамогранита сейчас уже предлагают доступные по цене позиции с антибактериальными покрытиями.

В долгосрочной стратегической перспективе ритейлеры должны пересмотреть свое отношение к использованию времени покупателей. Пандемия показала важность и востребованность дистанционных способов заказа и доставки товаров, их подготовки и упаковки. Снизить время ожидания товаров, а значит и стресс покупателя, поможет внедрение систем инвентаризации в режиме реального времени, обеспечивающих прозрачность информации о запасах на складе.

Изменится и подход к оформлению витрин магазинов. Например, применение современных цифровых вывесок и инсталляций поможет ограничить трудозатраты с точки зрения монтажа. Еще более важно то, что контент для цифровых вывесок и ценников может меняться оперативно, уточняя и детализируя информацию о коллекциях, брендах и товарах, избавляя посетителей от необходимости физических прикосновений.

Владельцам торговой недвижимости и ритейлерам придется стать более прозрачными в отношении линий поставок. Эпидемия вызвала гигантские сбои в глобальной логистике, которые могут повторяться. Розничные продавцы должны внедрять технологии, которые создают возможность отслеживать продукты от места их производства до полки в режиме реального времени. Это поможет избежать возникновения дефицита товаров и — следственно — снижения лояльности покупателей.

После завершения пандемии потребители будут нуждаться в новой розничной среде, которая отвечает их постоянно меняющимся ожиданиям. Более того — они будут требовать ее! Дело здесь не только в самой экстренной ситуации, но и в глобальном сдвиге потребительского мышления, который эпидемия лишь ускорила. Сейчас настало время принять стратегические меры для обеспечения успеха торговых помещений, когда магазины откроются вновь. Для многих владельцев площадей и торговых сетей это станет вопросом выживания на современном рынке.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий