На пороге офиса

Что будет со столичными бизнес-центрами после пандемии

Несмотря на отмену большинства COVID-ограничений, многие сотрудники компаний из самых разных отраслей бизнеса продолжают работать удаленно. Одни фирмы продлили «самоизоляцию» до конца лета, другие — до конца года. Однако есть статистика, что около 70% сотрудников компаний по разным причинам хотят вернуться в офисы. Что будет с рынком офисной недвижимости в ближайшие полгода-год, рассуждает официальный представитель компании A-Store Estates, девелопера проекта Neopolis Денис Тросиненко.

Согласно недавнему исследованию CBRE, объем нового офисного строительства в Москве в 2020 году составит порядка 300 тыс. кв. метров из ожидаемых в начале года порядка 600 тыс. «квадратов». В связи с экономической ситуацией уровень вакансии в бизнес-центрах Москвы в среднем по рынку может вырасти на 1-2 п.п. – до 11%. На этом фоне сохраняющийся дефицит качественного предложения А-класса в формате крупных офисных блоков будет поддерживать ставки продажи и аренды на уровне 2019 года.

В первом полугодии 2020-го, несмотря на непростые времена, имели место крупные сделки, совершенные в инвестиционных целях или направленные на консолидацию бизнес-подразделений (например, структура «Россиума» в Neva Towers и группа «Тинькофф» в строящемся бизнес-центре AFI Square, и др.). Компании с хорошим запасом прочности, в планы которых входит развитие бизнеса, не упустят возможность оптимизировать офисные площади и вновь вернутся на рынок в поисках подходящих объектов. В их поле зрения могут попасть буквально единицы качественных бизнес-центров— уже введенных в эксплуатацию и обладающих необходимым объемом площадей.

Это также будет актуально для тех структур, где хот-дескинг — не самый удобный принцип организации рабочего процесса. По оценкам аналитиков CBRE, около 65% компаний не использовали гибкий формат работы, имея в офисах закрепленные рабочие места. Таким компаниям, особенно в свете новых рекомендаций по соблюдению дистанции между рабочими столами, понадобится до 10 кв. метров на одного сотрудника – не каждый бизнес-центр обладает подобным объемом площадей.

Сопровождающим фактором общей экономической напряженности, влияющей на офисный рынок, станет и децентрализация спроса. Арендаторы бизнес-центров в пределах ТТК, не справляющиеся с последствиями кризиса из-за пандемии, по-прежнему будут интересоваться качественными готовыми предложениями в периферийных районах Москвы, а также в престижных районах Новой Москвы, где развита социальная и транспортная инфраструктура.

Что касается тенденций, связанных с возвращением компаний в офисы, несомненно одно: сотрудникам не хватает живого общения, поэтому «камбэк» состоится, пусть и постепенный — в несколько этапов. Формат удаленной работы имеет, помимо преимущества в виде экономии времени на дорогу в офис, и внушительный ряд недостатков. Это отсутствие удобного рабочего места, смешение личного пространства с рабочим, однообразная обстановка и отсутствие тишины из-за домочадцев… К этому списку добавляется накопленная усталость и снижение рабочей эффективности из-за размытого графика (хотя в начале самоизоляции многие компании говорили об обратном эффекте). Поэтому офис по-прежнему останется местом, цементирующим корпоративную культуру, где все творческие идеи и брейншторминги будут в разы эффективнее, нежели многочасовые zoom-конференции.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий