На пороге рекорда

Как дистанционная ипотека, снижение ключевой ставки и рост лимита по льготной госпрограмме скажутся на рынке жилья

2019 год называли стрессовым для рынка недвижимости из-за перехода отрасли на новые правила финансирования проектов, но 2020-й с самого своего начала только добавил проблем: пандемия и режим самоизоляции стали причиной временной остановки строек и более длительной — работы офисов продаж. Почему спрос на новостройки не снижается, а застройщики даже ожидают увеличения бюджетов сделок, «Стройгазете» рассказывает Ирина Дзюба, заместитель генерального директора компании MR Group. 

Шок, вызванный резким ухудшением эпидемиологической ситуации по всему миру, был сильным — не так много в экономике отраслей, которым закрытие границ и ввод карантинного режима пошел на пользу. Вместе с тем, потери для рынка недвижимости оказались куда менее болезненными, чем можно было ожидать в первые недели.

Как нетрудно догадаться, быстрее всего в новой ситуации освоились игроки, которые и до начала пандемии развивали онлайн-направление. Конечно, такого экзамена на прочность никто не ждал, но экстремальные условия часто становятся стимулом качественного скачка. Так что компании, оперативно бросившие силы на развитие дистанционных сервисов, смогли избежать провала продаж. Тем более что государство практически сразу же приняло поправки в закон, позволяющие в кризисный период оформлять ипотеку дистанционно, без посещения заемщиком отделения банка. Сейчас, спустя всего две с небольшим недели после снятия в Москве режима самоизоляции, уже трудно представить всю важность этой меры, но в разгар «коронакризиса» это была серьезная поддержка продажам. По статистике MR Group, в апреле 2020 года доля ипотечных сделок в проектах компании составляла около 50%, в мае показатель вырос уже до 70%. Это не совсем типичный для рынка показатель, поскольку портфель компании укомплектован в основном проектами бизнес-класса.

Свою роль здесь сыграл, разумеется, запуск «президентской» ипотеки — в середине апреля Владимир Путин анонсировал полугодовую (со сроком подачи заявок до ноября 2020-го) программу господдержки, в рамках которой ставка субсидируется до 6,5%. И еще до конца месяца по этой программе пошли первые сделки. Наша статистика свидетельствует о высокой востребованности госпрограммы: при изначальном лимите по кредиту в 8 млн рублей, который был установлен для Москвы и области, к началу июня уже более ⅔ всех ипотечных сделок в наших ЖК заключалось в рамках госпрограммы.

Этими мерами поддержки ипотеки, как мы знаем, ситуация не ограничилась: 19 июня Центробанк снизил ключевую ставку на целый процентный пункт — до 4,5%, а

23 июня президент в своем обращении к населению заявил об увеличении лимита по кредиту в рамках госпрограммы. Теперь для новостроек Москвы и Подмосковья это 12 млн рублей, что позволяет при стандартном 20-процентном первом взносе рассчитывать уже на покупку квартиры стоимостью порядка 15 млн рублей. Покупатель с таким бюджетом располагает широким выбором проектов бизнес-класса и даже может рассчитывать на компактную премиальную «однушку». Выбор в комфорт-классе еще шире — это может быть трех- и даже четырехкомнатная квартира в качественной новостройке с хорошей транспортной доступностью.

Благодаря всем этим факторам, по итогам полугодия мы не только не видим снижения спроса — напротив. Например, наш проект «Павелецкая City» стал лидером продаж на первичном рынке. Статистика продаж проектов Discovery и Discovery park, которые особенно востребованы в рамках программы льготной ипотеки, говорит о росте спроса на двухкомнатные квартиры, Доля этого типа жилья в структуре сделок в Discovery park по итогам второго квартала составила 29%, а в Discovery — 75%. Средний прирост цены сделки в проектах за полгода составил, соответственно, 7% и 12% — и это связано не только с плановым повышением цен, но и с ростом спроса на более просторные варианты.

Что касается дистанционных продаж — да, доля таких сделок на рынке новостроек значительно выросла, но постепенно цифра будет сглаживаться. Все же, значительная часть покупательской аудитории по-прежнему предпочитает проводить сделки с жильем с личным присутствием в офисе. В целом, по итогам года мы прогнозируем, что на долю онлайн-продаж в проектах MR Group будет приходиться около 15% сделок.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий