Трудности трансформации

Почему строительная отрасль отстает в деле внедрения цифровых технологий?

Консалтинговая компания Strategy Partners подготовила федеральное межотраслевое исследование «Ин­декс готовности российских ком­паний к цифровой трансформа­ции». В ходе этого исследования было опрошено свыше ста руководителей предприятий, представленных в разных сегментах рынка, в том числе в строи­тельстве. О том, насколько отечествен­ные девелоперы готовы к цифровой трансформации и что мешает внедрению новых технологий, в интервью «Стройга­зете» рассказала партнер компании, ру­ководитель практики «Недвижимость и инфраструктура» Елена КИСЕЛЕВА.


«СГ»: Если коротко, что показало ваше исследование в целом?

Елена Киселева: В первую очередь — на­личие высокого интереса к теме цифро­вой трансформации. Так, 48% российских компаний указали на важность этого во­проса, а 87% топ-менеджеров, которые занимаются стратегическим планирова­нием, отмечали необходимость менять текущую бизнес-модель компании в те­чение ближайших 3-5 лет. Примерно чет­верть опрошенных признали, что цифро­вая трансформация является одним из стратегических приоритетов на ближай­шие годы. При этом очень многие компа­нии уже экспериментируют с новыми цифровыми технологиями для повыше­ния эффективности своих бизнес-моде­лей. Создаются базовые ИТ-инфраструк­туры и системы. Однако тех, кто реально продвинулся и сумел получить значимый эффект, пока единицы. Большинство на­ходится на ранней стадии цифровой трансформации и в основном ориентиро­вано на операционные аспекты. Более чем в 40% компаний бизнес-процессы вообще не автоматизированы. На данный момент у большинства предприятий нет четкого стратегического видения прове­дения цифровой трансформации. Инве­стиции в цифровизацию тоже очень скромные. У 71% компаний их общий объем не превысил 5%. Специальных центров компетенций по продвижению цифровой трансформации не имеют 66,7% компаний. Только каждая третья компания имеет в штате позицию CDO (директора по цифровым технологиям).

«СГ»: Каков уровень цифровизации у российских строительных компаний?

Е.К.: Строительная индустрия — одна из немногих отраслей, где производитель­ность труда не менялась десятилетиями, новые технологии приживаются здесь с трудом. Поэтому не удивительно, что строительство замыкает список «продви­нутых» отраслей по степени цифровиза­ции. Наиболее «цифровизованными» об­ластями в девелоперских компаниях се­годня являются продукт и процессы взаи­модействия с клиентами. По данным опроса, предложение более 30% опро­шенных компаний включает элементы цифровых решений (например, пакет «умный дом»). Однако лишь 4% имеют относительно высокий уровень цифрови­зации производственного процесса, здесь наибольшее распространение получили электронный документооборот и облач­ные решения для коллаборации. Пример­но столько же компаний имеют относи­тельно высокий уровень цифровизации корпоративных функций. Среди наибо­лее популярных решений — автоматизи­рованное планирование, интегрирован­ные системы управления проектами. Но в последнее время ситуация начала ме­няться, многие строительные компании задумались о том, что без новых техноло­гий эффективно развиваться в эпоху все­общей цифровизации не получится.

«СГ»: Почему, по-вашему, бизнес в це­лом отстает в области цифровизации?

Е.К.: Руководители предприятий счита­ют, что цифровую трансформацию сдер­живают дефицит кадров, недостаток фи­нансирования и технологических компе­тенций. Существующие ИТ-службы не могут справиться с задачами цифровой трансформации предприятия, в них нет сотрудников с необходимыми компетен­циями. Например, остро не хватает специалистов по машинному обуче­нию. К тому же компании указывают на государство, которое, по их мнению, должно развивать соответствующее об­разование, поддерживать корпоратив­ные НИОКР и стимулировать создание инновационной экосистемы.

«СГ»: Что больше всего мешает цифро­вой трансформации стройотрасли?

Е.К.: Согласно результатам нашего опро­са — ключевым фактором, сдерживаю­щим цифровизацию в строительстве, яв­ляется стоимость отдельных решений при высоких рисках недостижения эф­фекта. Иными словами, низкое доверие к предлагаемым решениям. Пока только 4% респондентов подтверждают, что внедрение цифровых технологий при­несло их компании значимый эффект (более 10% роста прибыли). Поэтому многие ждут подтверждения эффектив­ности у «соседа», а потом уже готовы тратить на эти цели собственные деньги. Серьезным барьером является недоста­точная цифровизация поставщиков ус­луг и материалов. Если застройщик пользуется услугами внешнего подряд­чика с низким уровнем цифровизации процессов, обеспечить «цифровую стройку» не получится, даже при очень продвинутом уровне цифровизации у са­мого девелопера.

«СГ»: А зачем, на ваш взгляд, вообще нужна цифровая трансформация?

Е.К.: Первая и самая очевидная причи­на — цифровая трансформация позво­ляет повысить операционную эффек­тивность. Например, сократить избы­точные затраты на оплату труда за счет роста производительности, повысить скорость реализации проекта, снизить сроки на устранение ошибок, улуч­шить контроль качества выполняемых подрядчиками работ, более эффектив­но управлять закупками и т.д. По оцен­кам экспертов, в результате внедрения цифровых технологий расходы на про­ектирование могут сократиться на 10-30%, на хранение запасов — на 20-50%, производительность труда — по­выситься на 45-55%, точность прогно­зирования — на 85%, а сроки реализа­ции проекта — сократиться на 20-50%. Во-вторых, цифровизация позволяет улучшить качество предложения. Со­временные технологии позволяют ор­ганизовать эффективный сбор инфор­мации о клиенте, а значит — своевре­менно адаптировать свое предложе­ние под его потребности, повысить уз­наваемость своего бренда и продукта для целевой аудитории. Последний ак­туальный тренд на рынке — использо­вание больших данных для принятия решений о концепции объекта или его расположении.

Ну и третье важное обстоятельство: циф­ровизация помогает изменить биз­нес-модель, если старая начала себя из­живать, или создать новый перспектив­ный бизнес в смежных сегментах. Мож­но владеть меньшим количеством акти­вов, но при этом увеличивать прибыль и стоимость бизнеса, быть более гибким в условиях волатильности рынков. Напри­мер, в мире уже появился новый вид цифрового бизнеса — платформы для совместного использования техники и оборудования. Аренда строительной тех­ники только в момент необходимости позволяет сократить капитальные и опе­рационные затраты на содержание пар­ка техники и более эффективно утилизи­ровать его. Хороший пример — Dozr, крупнейшая канадская платформа для совместного использования строитель­ной техники. Ставки прямой аренды на платформе на 40% ниже, чем розничные ставки.

«СГ»: Что нужно сделать, чтобы спод­вигнуть строителей на более активное внедрение новых технологий?

Е.К.: У индустрии должны быть, с одной стороны, экономические стимулы, чтобы внедрять новые технологии, с другой — отсутствие регуляторных ограничений для использования отдельных решений. Что касается экономических стимулов, то, на наш взгляд, их сейчас в отрасли достаточно — маржинальность бизнеса снижается, сроки и качество работ ста­новятся критичными. Более чем весомые аргументы, чтобы, как минимум, заду­маться о скорейшей цифровизации от­дельных процессов и функций, а может и новой бизнес-модели на рынке.

«СГ»: А разве регулятор как-то ограни­чивает трансформацию? Мне кажется, даже наоборот — всячески содейству­ет. Минстрой России, к примеру, ак­тивно «продвигает» BIM, реализует проект «Умный город»…

Е.К.: Да, известно, что ведомством не­давно доработана Концепция внедре­ния в России системы управления жиз­ненным циклом объектов капстрои­тельства с использованием технологий информационного моделирования. В соответствии с ней декларируется мас­штабное внедрение BIM в стройотрас­ли с 2023 года. Вместе с тем в мировой практике, где государство добилось значимых успехов во внедрении BIM, реализуются комплексные программы по поддержке развития данного на­правления, которые включают в себя разработку специальных библиотек, образовательные программы, требова­ния к наличию BIM для реализации строительных проектов в госсекторе, поддержку НИОКР, стимулирование коллаборации по всей строительной цепочке, PR-темы в индустрии и дру­гие. Иными словами, если мы хотим добиться результата, то и роль государ­ства в этом процессе должна быть бо­лее активной.

Похожая ситуация и с проектом «Умный город», реализуемым в рамках нацио­нального проекта «Жилье и городская среда» и программы «Цифровая эконо­мика». Роль государства в этом вопросе состоит в том, чтобы задать правильные стандарты — что такое «умный город», а что им не является. Однако на сегодняш­ний день четкого понимания по данному вопросу нет. Как такое понимание поя­вится, это станет ориентиром для бизне­са и регионов. Существенным барьером остается также отсутствие понятных ме­ханизмов коммерциализации многих ре­шений для «умного города». Пока этот барьер не будет устранен, активное вне­дрение новых технологий вряд ли воз­можно.

«СГ»: Каковы ваши прогнозы по пово­ду цифровизации строительной отрас­ли? Что прочно войдет в жизнь строи­телей в перспективе?

Е.К.: На данный момент активно прони­кают в жизнь строительных компаний такие технологии, как BIM, IoT (решения для контроля состояния запасов матери­алов и состояния инфраструктуры зда­ний, эффективности использования обо­рудования, передвижения рабочих на площадке), промышленные беспилот­ные летательные аппараты, позволяю­щие осуществлять геодезическую и топо­графическую фотосъемку и контролиро­вать ход выполнения работ, технологии виртуальной реальности в проектирова­нии и для продажи объектов, облачные решения для хранения проектной ин­формации и эффективной коммуника­ции между участниками проекта. А через 3-5 лет, думаю, мы уже увидим и искус­ственный интеллект, и строительных ро­ботов, и блокчейн, и технологии допол­ненной реальности.

Цитата:

Елена Киселева, партнер Strategy Partners, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура»:
«Наиболее «цифровизированной» областью в девелопменте сегодня являются продукт и процессы взаимодействия с клиентами (налажено у 30% компаний). При этом высокий уровень цифровизации производственного процесса наблюдается лишь у 4%»

Справочно:

Компания Strategy Partners (входит в экосистему Сбербанка) работает на рынке с 1994 года. Входит в топ-3 стратегических консультантов российского рынка (по версии Forbes). Является партнером Всемирного экономического форума (WEF) в рамках Программы по международной конкурентоспособности стран.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий