В поисках формата

Россияне разлюбили большие торговые центры и предпочитают делать покупки недалеко от дома

Подводя итоги 2018 года на рынке торговой недвижимости и ритейла, можно выделить несколько важных трендов и событий. В прошедшем году ввод качественных торговых центров в России был минимальным за последние 15 лет. По нашим оценкам, в Москве введено 186 тыс. кв. м, а в России (включая Москву) — 625 тыс. кв. м. Низкие показатели объясняются тем, что в строй вводились проекты, стартовавших в разгар кризиса 2014-2015 годов. Однако одновременно с этим в 2018 году мы наблюдаем сокращение среднего уровня вакантности в московских ТРЦ до 7% по сравнению с 11% в 2016 году.

Лучше меньше?

Меняются форматы вводимых торговых центров, и особенно заметно в Москве — на самом развитом рынке торговой недвижимости в стране. На протяжении последних четырех лет в столице наблюдается тенденция к снижению средней арендопригодной площади вводимых объектов. Если в 2016 году этот показатель составлял 37 тыс. кв. м, в 2017 — 33 тыс. кв. м, то по итогам 2018 года он едва превысит 26 тыс. кв. м. В минувшем году в структуре нового строительства районные и окружные торговые центры составили 62% (21% и 33% в 2016-2017 годах соответственно). В следующие два года их доля будет колебаться в пределах 58-60%, в том числе за счет выхода на рынок сети районных торговых центров ADG Group.

Это во многом связано с изменениями в потребительском поведении населения. Развитие интернет-сервисов облегчает и ускоряет жизнь потребителей, прежде всего столичных. Они сегодня все реже выбирают огромные моллы и гипермаркеты для совершения ежедневных мелких покупок, отдавая предпочтение районным торговым центрам в пешей доступности. Это, в свою очередь, накладывает определенные требования к новым локальным ТЦ, в которых, помимо привычных продуктовых магазинов и аптек, появляются пункты выдачи интернет-заказов, различные спортивные и творческие секции, предприятия общепита.

В рамках развития стратегии омниканальных продаж все больше ритейлеров развивают новые, более компактные форматы магазинов. Так, в 2018 г. компания IKEA открыла первый магазин площадью 300 кв. м в ТРЦ «Авиапарк», который служит шоу-румом и пунктом приема онлайн-заказов. Еще одним примером развития магазинов мини-формата является открытие первого отдельного магазина m_mobile сети «М.Видео» в ТРЦ «Афимолл Сити».

И старые станут новыми

Отдельно стоит отметить еще несколько важных тенденций, которые получили развитие на рынке в последние годы. Прежде всего, это реконцепции и реконструкции действующих торговых центров. Если изучить данные о возрасте российских торговых центров, то можно увидеть, что 33% из них были построены более 10 лет назад, а значит, во многом устарели с точки зрения организации фудкорта и общественных пространств, архитектуры и дизайна. Здесь нельзя не вспомнить про удачную реконцепцию торговых центров МЕГА Химки, Теплый Стан и Казань, там центральным элементом стала зона фудкорта. В 2018 году были начаты, но не закончены проекты реконструкций и реконцепций торговых центров Fort Group — Сити Молл, «Золотой Вавилон», «Гудзон» и других. Здесь изменения также коснутся зон питания, которые в сегодняшних реалиях играют очень важную роль в успехе торгового объекта. Этот тренд, очевидно, продолжится, и мы будем наблюдать все больше таких проектов как в Москве, так и в регионах. Отдельного внимания заслуживает ТРЦ «Каширская Плаза», как пример очень успешного комплексного редевелопмента торгового объекта компанией Enka, для которой это уже второй подобный проект в Москве.

Тенденция перекусить

Нельзя не отметить еще один важный тренд этого года — развитие всевозможных фудхоллов и гастрорынков. Помимо уже известных и популярных Даниловского и Усачевского рынков, в Москве открылись такие проекты, как Центральный рынок, Велозаводский рынок, Вокруг Света, Eat Market, ожидается открытие Depo на Лесной улице и многие другие. При этом интерес к подобным форматам проявляют не только представители стрит-фуда, но и классические рестораторы, адаптирующие под них свои концепции.

Кроме того

В 2018 году наблюдался также рост интереса отрасли к инновациям и технологиям. Сегодня ввиду консервативности сложно найти отрасль более далекую от технологий, чем торговая недвижимость. Однако и в этом направлении, несомненно, наметился мощный тренд на развитие инновационных решений, разработанных под потребности торговых объектов. 2018 год станет рекордным с точки зрения глобальных инвестиций в технологии в сфере коммерческой недвижимости. Если 7-8 лет назад суммарный объем инвестиций исчислялся десятками миллионов долларов, то по итогам текущего года он превысит 4 млрд долларов. Важность технологий осознают большинство девелоперов и собственников, однако еще далеко не все научились пользоваться их преимуществами. Теоретически в обозримом будущем мы увидим примеры успешного применения, в том числе в российских торговых центрах, таких технологий, как iBeacons, geofencing, чат-боты, виртуальные ассистенты, службы доставки, 3D-карты, системы аналитики больших данных и многое другое.

Кроме того

На рынке розничной торговли продолжаются процессы консолидации. Вслед за сегментом продуктового ритейла они затронули сегмент бытовой техники и электроники. Там произошло объединение крупнейших игроков — М.Видео, Эльдорадо и Media Markt. Суммарная доля объединенного бизнеса составит 28,5%. Аналогичным трендом отметился также рынок DIY и строительных материалов в результате покупки Leroy Merlin российского бизнеса финского ритейлера К-Раута.

Справочно

Стоит отметить снизившееся количество новых международных брендов на российском рынке. Так, за первые 11 месяцев 2018 года свои первые монобрендовые магазины в России открыли 25 международных брендов, для сравнения: за аналогичный период прошлого года их было 37. Среди наиболее важных и ключевых открытий, конечно же, долгожданный выход на рынок бренда COS группы H&M, а также первый российский магазин французского косметического бренда Sephora, входящего в группу LVMH. За этот же период рынок покинули K-Раута, Media Markt, Crate &Barrel, L.K.Bennet.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий