Умерьте аппетиты!

Жилищное строительство на Урале сдерживают сетевики-монополисты

Мое мнение — темпы роста жилья в Свердловской области существенно тормозит процесс подключения новостроек к инженерным сетям. И его разделяют и другие местные участники строительного рынка. Вопрос не раз обсуждался на заседании Общественного совета при региональном минстрое. Однако главный принцип работы уральских сетевых организаций с застройщиками — «долго, дорого и непрозрачно» — так и не меняется. Мне, например, непонятно, чем мотивируются сетевики-монополисты, когда определяют срок подключения объектов в 18 месяцев и больше.

Владимир КОНЬКОВ  заслуженный строитель России  президент общественного движения «За Урал»


 

Да мы многоэтажные дома строим быстрее! А это гораздо сложнее! Были случаи, когда банки отказывались давать застройщикам кредиты, потому что срок договора на техническое присоединение был больше, чем срок строительства объекта.

При этом строители сами могут провести коммунальные сети под обязательным техническим надзором сетевиков. У застройщиков более серьезные ресурсы и мощности, чем у сетевых компаний. Наши строители неоднократно обращались к монополистам, но предложения отклонялись. Им это невыгодно. Большинство тендеров выигрывает «карманная» организация. Получая на руки контракт с сетевой организацией, эта фирма, пользуясь мотивацией строителей сдать объект в срок, продает его застройщику, который фактически прокладывает сети. То есть, ничего не делая, эти организации уже получают выгоду.

Кроме того, в плату за техприсоединение монополисты включают свой налог на прибыль. Сетевая компания увеличивает капитализацию, а налог оплачивает застройщик, который уже понес убытки при постройке сетей. По моему мнению, налог на прибыль должна платить исключительно сетевая организация.

Мне вообще кажется абсурдным, когда мы платим монополисту огромные деньги за техприсоединение, сами проектируем и прокладываем сети, после чего дарим сетевой организации практически готовый бизнес.

Но главная проблема — это тарифы на техприсоединение. Они непомерно высокие. Принцип их начисления покрыт тайной. Этот вопрос также не раз поднимался на заседаниях общественного совета при областном минстрое. Члены совета направляли запрос о методике образования тарифов в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области, но четкого ответа не получили.

Такой своей деятельностью в сфере техприсоединения энергетики фактически препятствуют выполнению майских поручений президента России Владимира Путина по улучшению жилищных условий россиян к 2024 году. Однако из-за непомерных аппетитов сетевиков-монополистов регион просто рискует не выполнить наказов президента. Тогда как региональные власти в свою очередь планируют увеличить объемы строительства в Свердловской области почти в полтора раза — с 2,38 до 3,284 млн кв. метров.

Именно поэтому я считаю, что сетевые компании, преследуя сиюминутную выгоду, снижают темпы строительства жилья во всем регионе. Строительный бизнес имеет социальную направленность: мы решаем жилищный вопрос. Проблема касается всех дольщиков и потенциальных покупателей квартир, ведь грабительские тарифы повышают себестоимость строительства, а следом растут цены на жилье. В непростых условиях перехода на проектное финансирование нужно существенно ускориться и к 2024 году выйти на новый уровень по качеству и темпам строительства жилья. Но как это сделать, когда мы ждем подключения к сетям по два года и платим за это огромные деньги?

Мое предложение — надо добиваться прозрачности тарифов и снижения платы за техприсоединение. Иначе это тормозит развитие стройотрасли. Необходимо вообще исключить практику, когда монополист сам устанавливает плату за подключение к инженерным сетям. Во всем мире идут навстречу инвесторам, иногда и вовсе отменяют эту плату. Ну и главное, пожалуй, — дать застройщикам возможность самим прокладывать и принимать на баланс сети. Это существенно ускорит сроки сдачи объектов.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий